МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Для подготовки бакалавров
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА»
Утверждено на заседании Научного Совета Азербайджанского
Технологического Университета (протокол № 02 от 14 ноября 2012-го года).
Г Я Н Д Ж А – 2013
Программу составили: кандидат технических наук, доцент кафедры
Байрамов Эльданиз Энвер оглы.
кандидат биологических наук, и.о.доцента,
Абадов Масим Казым оглы
Редактор: кандидат технических наук, доцент
Меликов Ахмед Гулу оглы
Рецензенты: кандидат технических наук, доцент
Джавадов Мазахир Маджид оглы
кандидат технических наук, доцент
Аскеров Намиг Рза оглы
1. Пояснительная записка
Экономика охватывает все без исключения стороны жизни человека, связанные с удовлетворением его физиологических и духовных потребностей.
Ключевым звеном общественного развития и основой всех национальных и государственных структур является производство. На предприятиях изготавливаются средства и предметы труда, составляющие материальную основу жизнедеятельности человека и безопасности государства. Они обеспечивают доход для подавляющей части населения.
В условиях рыночных отношений роль технологического развития резко возрастает, ибо только своевременная смена технологий в соответствии с требованиями рынка обеспечивает конкурентоспособность предприятия, основой процветания которого является грамотная технологическая политика.
Экономические реформы – это, как правило, всегда реформы производственной сферы и эффективность их мало ощутима, если не затрагивается производство, а сегодняшний кризис экономики – прежде всего кризис ее производственной составляющей.
1.1. Цель изучения дисциплины
Цель изучения дисциплины «Технологические основы производства»: овладение студентами базовыми теоретичес-кими знаниями и практическими навыками в области систем технологий различного уровня, принципов и условий функционирования конкретных технологических процессов производства пищевых продуктов, сформирование представления о роли технологических производств, и, естественно, производственных процессов в развитии экономики при решении социально-экономических проблем, а также обосновании выбора основных направлений научно-технического прогресса (НТП), как базы не только роста объема производства, но, прежде всего, производительности труда и качества продукции.
1.2. Задачи изучения дисциплины
Задачи дисциплины: изучение теоретических основ и специфики конкретных технологий различных пищевых произ-водств, их взаимосвязь, изучение особенностей известных и новых технологических процессов и их технико-экономи-ческих показателей, а также изучение основных видов выпускаемой продукции. Особое внимание следует уделять взаимосвязи экономических аспектов с особенностями технологического развития.
Освоение материала курса построено таким образом, что студент, получив знания по технологическим процессам в основных отраслях пищевой промышленности, сможет в своей дальнейшей работе самостоятельно изучить особенности тех конкретных производств, где он будет работать.
Методология описания систем технологий построена таким образом, чтобы студент смог научиться связывать категории данного курса с традиционными экономическими категориями, применяемыми для описания подобных систем. Такая взаимосвязь позволяет увязывать изучение курса с другими дисциплинами, предусмотренными учебным планом, а в целом это способствует формированию у студента единого научного мировоззрения.
Данная дисциплина имеет связь с предметами таких как, экономика и организация производства, общая технология пищевых производств, общие принципы переработки сырья и введение в технологии производства продуктов питания, физика, химия, биология.
Программой определены: структура и содержание курса, его основные темы, объем аудиторной и самостоятельной работы; перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы, темы рефератов, вопросы к экзамену (зачету). В программе представлен список литературы, необходимой для освоения тем курса.
В соответствии с учебным планом для освоения курса предусмотрен объем аудиторных занятий – 75 час, из них лекций – 45 час, лабораторных занятий – 30 час.
1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения данного курса студенты должны знать:
- Определение понятий производственный и технологический процесс, классификацию технологических процессов;
- Основные закономерности организации, строения, функционирования и развития машинных технологий пищевых продуктов как больших систем, а также технологического потока как системы процессов;
- Технологические основы производства муки.
- Технологические основы производства крупы.
- Технологические основы производства хлеба и хлебных изделий.
- Технологические основы производства макаронных изделий.
- Технологические основы производства мучных кондитерских изделий.
- Технологические основы производства сахарных кондитерских изделий.
- Технологические основы производства сахара из сахарной свеклы.
- Технологические основы производства пищевых концентратов.
- Технологические основы консервирования пищевых продуктов.
- Технологические основы производства мясных продуктов.
- Технологические основы производства рыбных продуктов.
- Технологические основы производства цельномолочной продукции.
- Технологические основы производства крахмала и крахмалопродуктов.
- Технологические основы масложирового и маргаринового производств.
- Технологические основы производства крепких алкогольных напитков.
- Технологические основы производства слабоалкогольных и безалкогольных напитков.
- Рассчитать технико-экономические показатели технологических процессов.
Cтуденты должны иметь представление:
- о технологическом прогрессе и качестве продукции;
- о прогрессивных технологических процессах и пр.
- о качестве конкретной технологии и давать рекомендации по его повышению.
Cтуденты должны уметь:
- количественно оценивать уровень основного системообразующего фактора системы процессов – ее стабильности;
- количественно оценивать уровень организации (целостности) технологии для выбора целесообразного направления развития;
1.4 Средства обеспечения освоения дисциплины
- Макеты оборудования для реализации технологичес-кого процесса.
- Плакаты.
- Слайды.
- Кинофильмы.
1.5. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
На занятиях и для самостоятельной работы студентов следует широко использовать кинофильмы: “Производство крахмала” и видеофильмы по отдельным технологическим аспектам сахарного и крахмалопаточного производств.по технологии производства основных видов пищевых продуктов: муки, крупы, хлеба и хлебных изделий, макаронных изделий, мучных и сахарных кондитерских изделий, сахара из сахарной свеклы, пищевых концентратов, консервов, мясных и рыбных продуктов, цельно-молочной продукции, крахмала и крахмалопродуктов, продуктов масложирового и маргаринового производств, крепких алкогольных, слабоалкогольных и безалкогольных напитков.
Рекомендуется проводить тематические экскурсии на передовые предприятия имеющихся в г. Гянджа и ближайщих районах с целью ознакомления с технологией данных производств.
Настоящая программа является основой для рабочих программ, разрабатываемых в каждом вузе и определяющих методику проведения и конкретные задачи отдельных видов занятий с учетом формы обучения (дневная, заочная), конкретных условий вуза, контингента студентов и т.д.
В рабочие программы могут быть внесены коррективы по видам занятий, по объему времени их проведения и др.
Лабораторные занятия проводятся по методическим указаниям с оформлением отчетов и последующей их защитой.
Самостоятельная работа студентов предусматривает не только изучение материала курса по соответствующим учебникам или методическим пособиям, но не исключает выполнение ими домашних заданий, написание рефератов по отдельным темам и т.д. |